С 1 января 2019 года вступает в силу закон об обязательной маркировке товаров. Реализация этого законопроекта повлияет как на предпринимателей, так и на потребителей.

Производителям и продавцам потребуется быть внимательнее к соблюдению обусловленных законом норм и осуществлять маркировку качественно и своевременно, чтобы не получить штраф.

Покупатели взамен получат гарантию того, что в магазинах появится исключительно качественная продукция.

Что предусматривает новый закон об обязательной маркировке

Постановление правительства о маркировке 2019 было принято еще 31 декабря 2017 года. Федеральный Закон №487-ФЗ предусматривает ряд изменений к существующим законам, которые касаются торговли и работы с кассовыми аппаратами. Новый Федеральный Закон предусматривает ряд важных нюансов:

  • продажа товаров без правильной маркировки запрещена, нарушители будут штрафоваться (это касается как продавцов, так и производителей);
  • правительство получает больше полномочий в вопросах урегулирования торговли и товарооборота.

Федеральный Закон вступил в силу с 1 января 2019 года. Ранее было проведено несколько экспериментов, касающихся введения обязательной маркировки в отдельных отраслях торговой деятельности. В частности, эксперимент проводился с такими группами товаров, как:

  • лекарственные препараты;
  • обувь;
  • ювелирные изделия из драгоценных металлов;
  • табачная продукция.

Обязательная маркировка предусматривает нанесение на продукцию специального кода. Для этого будет использоваться код Data Matrix. Планируется, что обязательная маркировка товаров до 2024 года коснется большинства групп продовольственных и непродовольственных товаров.

Планируется, что финальный вариант закона появится после того, как будет закончена экспериментальная стадия. Уже в новой версии закона будет четко обозначена оплата за создание уникальных кодов и другие нюансы.

Каких товаров коснется обязательная маркировка

Большинство предпринимателей волнует вопрос, какие товары подлежат обязательной маркировке с 2019 года. Список этих товаров четко регламентируется распоряжением правительства РФ №792-р.

На данный момент это уже распространяется на меховые изделия и алкогольные напитки. Уже совсем скоро она коснется следующих товаров:

  • табачная продукция (с 1 марта 2019);
  • обувь (с 1 июля 2019);
  • духи (с 1 декабря 2019);
  • шины и покрышки (с 1 декабря 2019);
  • верхняя одежда и трикотажные изделия (с 1 декабря 2019);
  • постельное белье (с 1 декабря 2019);
  • фотоаппаратура (с 1 декабря 2019);
  • изделия из драгоценных металлов.

Именно тем, кто занимается производством и реализацией товаров, относящихся к этим группам, следует проявить особое внимание к новому законопроекту о маркировке товаров.

Как подготовиться к обязательной маркировке товаров

Пока новый закон находится только на начальных стадиях реализации, у всех предпринимателей есть возможность «потренироваться» и понять, какие трудности у них могут возникнуть в будущем. На время эксперимента штрафные санкции для нарушителей не действуют, поэтому вы смело можете пробовать и учиться на ошибках.

Понять, как работает маркировка товаров с 2019 года, очень просто: все основано на уникальном цифровом коде. Подобный код наносится с помощью специального цифрового оборудования.

Реализаторам и продавцам также потребуется купить специальную аппаратуру, которая способна считывать двухмерные коды типа DataMatrix.

В цифровом коде содержится информация о самом товаре, его производителе и т. д. Все коды являются уникальными: после того, как продукт будет продан, код автоматически будет выведен из обихода. С помощью этого правительство планирует избежать возможных подделок товаров.

Коды маркировки выдаются оператором системы. Чтобы получить код, производителю необходимо пройти регистрацию. Такую же регистрацию потребуется пройти реализаторам товаров и торговым посредникам. На сегодняшний день регистрация в системе и генерация кодов являются бесплатными.

В дальнейшем, скорее всего, генерация одного кода будет стоить около 50 копеек.

Главное изменение для продавцов товаров заключается в том, что использование электронного документооборота станет обязательным.

Все, кто задействован в производстве или реализации товаров, будут обязаны регистрировать продукцию на своем этапе: производитель – на этапе выпуска, поставщик – на этапе получения товара от производителя, продавец – на этапе получения от поставщика и затем при продаже товара.

Пока реализация проекта об обязательной маркировке находится на начальной стадии, производителям и продавцам рекомендуется попробовать работать в соответствии с новым законодательством.

Путем проб и ошибок вы сможете разобраться, как правильно поступать и по каким принципам работает система, а в дальнейшем сможете избежать штрафов из-за невнимательности.