По закону 487-ФЗ, который вступил в силу 1 января 2019 года, на определенные группы товаров распространяется обязательная маркировка.

Новый тип обозначений предусматривает нанесение на разную продукцию уникального цифрового кода. Маркировка шин с 01 декабря 2019 года также будет проводиться в соответствии с новым законом.

Законодательная база

В специальном распоряжении Правительства РФ 792-р от 28 апреля 2018 года были определены группы товаров, которые подлежат обязательной маркировке. В число этих товаров вошли шины и покрышки.

В период с 1 марта по 30 ноября 2019 года маркировка шин и покрышек находится на стадии эксперимента. На этот период времени все производители и продавцы товаров данной категории могут попробовать разобраться в тонкостях новых обозначений.

Оператором на время эксперимента было выбрано ООО «Оператор-ЦРПТ». Во время эксперимента штрафы за неправильную маркировку действовать не будут.

С 1 декабря 2019 все производители и реализаторы подобной продукции будут обязаны проводить маркировку в соответствии с новым законом. Чтобы подробно изучить особенности новых обозначений, лучше всего разобраться с ними заранее.

После 1 декабря 2019 начнут действовать штрафные санкции. В случае, если на шине или покрышке нет маркировки, будет начислен штраф. Все шины или покрышки, на которых отсутствует правильная маркировка, будут изъяты.

Особенности обязательной маркировки шин и покрышек

Для нанесения обозначений на шины и покрышки будет использоваться специальный код DataMatrix. Изначально рассматривалось несколько разных вариантов кода, однако в итоге было принято решении именно о введении обозначений типа DataMatrix: они легко наносятся на поверхности разных видов и считываются с помощью любых цифровых сканеров.

При этом считать код можно даже в том случае, если шина или покрышка качественно упакована полиэтиленом или другой упаковкой.

Этот код уникален – он формируется индивидуально для каждого отдельного товара. После того, как товар будет продан, код перестанет действовать. Точно также код перестанет действовать, если товар будет списан из-за обнаружения брака. Таким образом мы сможем быть уверены в том, что перед нами качественная продукция, а не подделка.

Любой код состоит из следующих элементов:

  1. Код категории товара и код отдельного экземпляра (эти две составляющие необходимы для идентификации товара).
  2. Проверочный код (необходим для проверки подлинности товара).

Чтобы считывать уникальные цифровые коды, производителям и продавцам шин потребуется приобрести специальные сканеры. На данный момент они уже есть во многих магазинах. При этом кассовые аппараты обязательно должны быть подключены к единой онлайн-системе.

Разобраться в принципах действия обязательной маркировки шин с 2019 года достаточно просто:

  • изначально производитель товара регистрируются в системе, а затем фиксирует там информацию о своем товаре, после этого система выдает ему уникальный код (на данный момент коды являются бесплатными, однако в будущем, вероятнее всего, их придется оплачивать);
  • на этапе передачи товара от производителя к поставщику информация об отгрузке товара со склада фиксируется в системе;
  • когда товар переходит непосредственно к продавцу, это отмечается в системе;
  • на финальной стадии продажи товар и его уникальный код выводятся из системы.

У всех, кто принимает участие в производстве и продаже шин или покрышек должен быть доступ к единой системе. Получая готовый товар от производителя, поставщик должен перепроверить, совпадает ли уникальный код. Точно также каждый полученный товар должен перепроверять продавец.

Покупатель может перепроверить подлинность шины или покрышки с помощью QR-сканера, который есть на любом современном смартфоне.